Консолидация выставок - один из антикризисных инструментов (2009-10-12)
...
Сначала об одном весьма показательном эпизоде. Недавно мы обратились к нескольким крупным выставочным компаниям с просьбой изложить их видение сложившейся сегодня в отрасли ситуации и предложить перечень наиболее важных антикризисных мер. Вполне логично было предположить, что в своих оценках и предложениях – во всяком случае, в наиболее принципиальных, – профессионалы выставочной отрасли будут солидарны. Но этого не случилось. Разброс мнений и предложений оказался поразительным.
Конечно, у разных компаний антикризисные стратегии могут заметно различаться. Однако совершенно очевидно, что в сфере выставочных услуг, как, впрочем, и во многих других, сегодня немало проблем, решить которые, опираясь исключительно на свою активность и собственные ресурсы, компании не смогут. Для их решения требуются и общность подходов, и общность действий.
К слову, выставочная отрасль – одна из тех, которую в последние годы отличала, как казалось, довольно высокая степень самоорганизации. Ведь фактически всё выставочное сообщество страны объединено сегодня в рамках Российского союза выставок и ярмарок и Гильдии выставочно-ярмарочных организаций Московской ТПП. Однако приходится с сожалением говорить, что формального объединения еще недостаточно для того, чтобы добиться действительной организационной общности, взаимопонимания, сплоченности, готовности к консолидированным действиям.
А сегодня именно консолидация становится для отрасли едва ли не главным антикризисным инструментом. Надо заметить, что выставки – это сфера чрезвычайно острой конкуренции, резко возросшей в последние годы. Нередко случается, что вместо честного соперничества мы сталкиваемся здесь с агрессивным поведением отдельных игроков рынка, с недобросовестной конкуренцией, проявляющейся, в частности, в «клонировании» выставок, манипулировании информацией, проведении в одно время выставок сходной тематики и др. Такие случаи всегда наносили серьезный урон выставочному сообществу, но в сегодняшних условиях их негативный эффект грозит обернуться уже организационным и экономическим саморазрушением.
Между прочим, подчеркивая необходимость консолидации, я имею в виду не только ее внутриотраслевую составляющую. Да, сегодня чрезвычайно важно не допускать дублирования выставок, так же как важно стремиться к взаимодополняемости их тематик, к их укрупнению, в том числе объединяя ранее самостоятельные выставочные проекты. Но столь же остро необходима консолидация, взаимосогласованные действия и с традиционными партнерами выставочников: с логистическими организациями, гостиничными операторами, предприятиями общественного питания.
Кстати, кризис с суровой очевидностью показал нам, что действительной основой выставочной деятельности, ее главным «энергетическим ресурсом» являются отнюдь не организаторы выставок и собственники выставочных площадок, не застройщики и оформители, а участники выставок – производители товаров и услуг. Именно их интересы являются приоритетными при проведении каждой выставки.
Так что более всего взаимопонимание и конструктивное взаимодействие необходимы в отношениях выставочников с предприятиями – участниками выставок. Даже при заметно сократившихся выставочных бюджетах экспонентов мы должны обеспечить эффективность их вложений. А потому работа над качеством выставочных проектов в кризис приобретает еще более принципиальное значение: важно реально увеличить для экспонентов число бизнес-контактов, расширить и сделать по-настоящему актуальными деловые программы, предложить доступные по стоимости и эффективные по результату маркетинговые и рекламные услуги.
Подчеркну, что и выставочная гильдия Московской ТПП, и Комитет ТПП РФ по выставочно-ярмарочной деятельности в последние месяцы не раз говорили о необходимости переориентировать систему государственной поддержки от организаций-операторов выставочных мероприятий на производителей экспортной продукции, в том числе через предоставление дотаций участникам выставок. Заметьте: мы ставим вопрос не о собственных преференциях, а о посильной поддержке товаропроизводителей.
Понятно, что, говоря о проблемах выставочной сферы, нельзя не сказать о роли государства в их решении. Сегодня, наверное, нет ни одного отраслевого сообщества, которое бы в период кризиса удержалось от призывов о помощи, обращенных к государству. В этом, согласитесь, есть своя кризисная аномалия: не подобает профессиональному сообществу превращаться в хор просящих. Однако готов признать, что есть ситуации, когда апеллировать к власти действительно необходимо. Сейчас выставочное сообщество именно в такой ситуации.
Но – подчеркну особо – мы считаем, что государство сегодня должно усилить внимание к выставочной сфере совсем не потому, что кризисные явления здесь приобретают опасную остроту. Нет, куда более важно именно сегодня напомнить о том огромном антикризисном потенциале, которым обладает эта отрасль. Ведь она по-своему уникальна: ее нельзя рассматривать как замкнутый, автономно развивающийся бизнес. Это во многом системообразующая, базовая отрасль. Не случайно специалисты выставочного дела для демонстрации ее экономической роли так часто обращаются к примеру послевоенной Германии, где выставочная сфера стала одним из важнейших инструментов восстановления разрушенного войной хозяйства. Выставки – это тот механизм, который переводит экономическую активность в стадию разрастания, стимулирует развитие и тех отраслей, с которыми они тематически связаны, и тех регионов, в которых они проводятся. С сожалением приходится говорить, что в современной России такой мультипликативный эффект все еще ослаблен и экономический потенциал выставочного дела в полной мере пока не востребован.
Может поэтому в перечне антикризисных мер, в которых сегодня нуждается выставочная сфера, приоритетными продолжают оставаться те действия, о которых мы говорили и до кризиса: усовершенствовать нормативно-правовую базу этой сферы, утвердить Положение о выставочно-ярмарочной деятельности, принять Концепцию развития выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации, разработать программу развития ее материально-технической базы.
И, наконец, еще об одном примечательном преимуществе выставочной деятельности, которое тоже должно быть активно востребовано государством. В условиях финансово-экономического кризиса выставки могут быть не только инструментом, ускоряющим выход конкурентоспособной продукции и услуг на внутренний и внешний рынки, но еще и инициировать спрос и предложение, в первую очередь, на высокотехнологичную продукцию и разработки.
Можно смело прогнозировать, что сегодняшний мировой кризис очень скоро – через год-два – вызовет виток новой инновационной активности. Чтобы быть готовым к этому, мало обладать и постоянно совершенствовать различные передовые технологии. Важно еще и успешно управлять теми механизмами, которые позволяют быстрее пройти путь от разработки до внедрения, которые научное достижение делают конкурентным рыночным продуктом. В ряду этих важнейших механизмов – выставки. Научиться эффективно осваивать их экономический потенциал – один из главных вопросов в антикризисной «повестке дня».
Юрий КОТОВ, председатель Правления Московской ТПП, председатель Комитета ТПП РФ по выставочно-ярмарочной деятельности и поддержке товаропроизводителей и экспортеров
"Советник президента"№71 2009
http://www.sovetnikprezidenta.ru/71/6_innovacii.html
Конечно, у разных компаний антикризисные стратегии могут заметно различаться. Однако совершенно очевидно, что в сфере выставочных услуг, как, впрочем, и во многих других, сегодня немало проблем, решить которые, опираясь исключительно на свою активность и собственные ресурсы, компании не смогут. Для их решения требуются и общность подходов, и общность действий.
К слову, выставочная отрасль – одна из тех, которую в последние годы отличала, как казалось, довольно высокая степень самоорганизации. Ведь фактически всё выставочное сообщество страны объединено сегодня в рамках Российского союза выставок и ярмарок и Гильдии выставочно-ярмарочных организаций Московской ТПП. Однако приходится с сожалением говорить, что формального объединения еще недостаточно для того, чтобы добиться действительной организационной общности, взаимопонимания, сплоченности, готовности к консолидированным действиям.
А сегодня именно консолидация становится для отрасли едва ли не главным антикризисным инструментом. Надо заметить, что выставки – это сфера чрезвычайно острой конкуренции, резко возросшей в последние годы. Нередко случается, что вместо честного соперничества мы сталкиваемся здесь с агрессивным поведением отдельных игроков рынка, с недобросовестной конкуренцией, проявляющейся, в частности, в «клонировании» выставок, манипулировании информацией, проведении в одно время выставок сходной тематики и др. Такие случаи всегда наносили серьезный урон выставочному сообществу, но в сегодняшних условиях их негативный эффект грозит обернуться уже организационным и экономическим саморазрушением.
Между прочим, подчеркивая необходимость консолидации, я имею в виду не только ее внутриотраслевую составляющую. Да, сегодня чрезвычайно важно не допускать дублирования выставок, так же как важно стремиться к взаимодополняемости их тематик, к их укрупнению, в том числе объединяя ранее самостоятельные выставочные проекты. Но столь же остро необходима консолидация, взаимосогласованные действия и с традиционными партнерами выставочников: с логистическими организациями, гостиничными операторами, предприятиями общественного питания.
Кстати, кризис с суровой очевидностью показал нам, что действительной основой выставочной деятельности, ее главным «энергетическим ресурсом» являются отнюдь не организаторы выставок и собственники выставочных площадок, не застройщики и оформители, а участники выставок – производители товаров и услуг. Именно их интересы являются приоритетными при проведении каждой выставки.
Так что более всего взаимопонимание и конструктивное взаимодействие необходимы в отношениях выставочников с предприятиями – участниками выставок. Даже при заметно сократившихся выставочных бюджетах экспонентов мы должны обеспечить эффективность их вложений. А потому работа над качеством выставочных проектов в кризис приобретает еще более принципиальное значение: важно реально увеличить для экспонентов число бизнес-контактов, расширить и сделать по-настоящему актуальными деловые программы, предложить доступные по стоимости и эффективные по результату маркетинговые и рекламные услуги.
Подчеркну, что и выставочная гильдия Московской ТПП, и Комитет ТПП РФ по выставочно-ярмарочной деятельности в последние месяцы не раз говорили о необходимости переориентировать систему государственной поддержки от организаций-операторов выставочных мероприятий на производителей экспортной продукции, в том числе через предоставление дотаций участникам выставок. Заметьте: мы ставим вопрос не о собственных преференциях, а о посильной поддержке товаропроизводителей.
Понятно, что, говоря о проблемах выставочной сферы, нельзя не сказать о роли государства в их решении. Сегодня, наверное, нет ни одного отраслевого сообщества, которое бы в период кризиса удержалось от призывов о помощи, обращенных к государству. В этом, согласитесь, есть своя кризисная аномалия: не подобает профессиональному сообществу превращаться в хор просящих. Однако готов признать, что есть ситуации, когда апеллировать к власти действительно необходимо. Сейчас выставочное сообщество именно в такой ситуации.
Но – подчеркну особо – мы считаем, что государство сегодня должно усилить внимание к выставочной сфере совсем не потому, что кризисные явления здесь приобретают опасную остроту. Нет, куда более важно именно сегодня напомнить о том огромном антикризисном потенциале, которым обладает эта отрасль. Ведь она по-своему уникальна: ее нельзя рассматривать как замкнутый, автономно развивающийся бизнес. Это во многом системообразующая, базовая отрасль. Не случайно специалисты выставочного дела для демонстрации ее экономической роли так часто обращаются к примеру послевоенной Германии, где выставочная сфера стала одним из важнейших инструментов восстановления разрушенного войной хозяйства. Выставки – это тот механизм, который переводит экономическую активность в стадию разрастания, стимулирует развитие и тех отраслей, с которыми они тематически связаны, и тех регионов, в которых они проводятся. С сожалением приходится говорить, что в современной России такой мультипликативный эффект все еще ослаблен и экономический потенциал выставочного дела в полной мере пока не востребован.
Может поэтому в перечне антикризисных мер, в которых сегодня нуждается выставочная сфера, приоритетными продолжают оставаться те действия, о которых мы говорили и до кризиса: усовершенствовать нормативно-правовую базу этой сферы, утвердить Положение о выставочно-ярмарочной деятельности, принять Концепцию развития выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации, разработать программу развития ее материально-технической базы.
И, наконец, еще об одном примечательном преимуществе выставочной деятельности, которое тоже должно быть активно востребовано государством. В условиях финансово-экономического кризиса выставки могут быть не только инструментом, ускоряющим выход конкурентоспособной продукции и услуг на внутренний и внешний рынки, но еще и инициировать спрос и предложение, в первую очередь, на высокотехнологичную продукцию и разработки.
Можно смело прогнозировать, что сегодняшний мировой кризис очень скоро – через год-два – вызовет виток новой инновационной активности. Чтобы быть готовым к этому, мало обладать и постоянно совершенствовать различные передовые технологии. Важно еще и успешно управлять теми механизмами, которые позволяют быстрее пройти путь от разработки до внедрения, которые научное достижение делают конкурентным рыночным продуктом. В ряду этих важнейших механизмов – выставки. Научиться эффективно осваивать их экономический потенциал – один из главных вопросов в антикризисной «повестке дня».
Юрий КОТОВ, председатель Правления Московской ТПП, председатель Комитета ТПП РФ по выставочно-ярмарочной деятельности и поддержке товаропроизводителей и экспортеров
"Советник президента"№71 2009
http://www.sovetnikprezidenta.ru/71/6_innovacii.html