Собственник и управляющий: почему идет война? (2008-08-20)
...
Основные причины конфликтов между владельцем бизнеса и наемным директором: недостаточно четкое осознание своих ролей, недоверие собственника и слабые механизмы управления.
Конфликты между «хозяином» бизнеса и нанятым им управляющим – явление весьма распространенное. И причины почти всегда лежат на поверхности.
Владелец по привычке продолжает «рулить» бизнесом, хотя уже нанял наемного исполнительного или даже генерального директора.
Собственник вмешивается в оперативные вопросы, напрямую отдает указания сотрудникам через несколько уровней вниз. Поставьте себя на место управляющего, особенно квалифицированного, в такой ситуации: вы выстраиваете систему, а приходящие сверху непредсказуемые, зачастую некомпетентные действия ее разрушают. Многие профессионалы в таких случаях увольняются. Часто – целыми командами.
Управляющий преступает рамки полномочий, выделенных ему собственником. В таком случае, думаю, вы знаете, что делать. А если знаете – делайте. Многие владельцы из жалости или неуверенности, что найдут достойную замену, годами мирятся с обнаглевшими руководителями разных уровней.
Собственнику бывает трудно доверить управляющему свое детище, особенно в первые годы работы с ним. Оно и понятно. Однако вспомните, зачем вы нанимали своего исполнительного директора – чтобы бизнес «крутился» без вас, оставив вам время для новых проектов и личной жизни. Создайте грамотную систему контроля и оставьте за собой управление стратегическими вопросами, передав всю оперативку тем людям, которых вы наняли. Можете создать специальный контролирующий орган, только не позволяйте ему стать негласным штабом вашего бизнеса, а его сотрудникам – «серыми кардиналами», которые имеют «доступ к вашему телу». При этом возникает другая крайность: до вас доносят искаженную информацию, проталкивая определенные решения.
Вопрос «брать своего человека или профессионала» встает почти всегда.
Однозначного ответа нет, однако есть масса примеров разрушения бизнеса «своими» людьми, привлеченными к управлению. Родственники, друзья, любовницы, нанятые на ответственные по-сты, начинают приводить своих людей. А в итоге возникают кланы, которым уже не до работы: они делят свою власть, которая выражается через степень влияния на вас, вхожесть в ваш кабинет, возможность обедать с вами.
Лучше с первого дня строить свой бизнес на принципах независимого найма людей, основываясь на уровне их профессионализма. Рано или поздно в вашей команде вырастут специалисты, которых вы уверенно сможете назначить на ответственные посты. Потратьте время на тщательнейший отбор людей, и оно окупится сторицей. Говорят, владелец Ikea мультимиллиардер Ингвар Кампрад может ночь просидеть на рыбалке с кандидатом на ответственный пост, а к утру принять решение: «Нет, не наш человек, не возьму».
Частая причина конфликта – жадность собственника, который не соблюдает основной принцип успеха: зарабатывай и давай зарабатывать людям своей команды. Вы хотите видеть профи, который сидит на невысоком окладе? Оставьте иллюзии! Дайте ему процент (пусть небольшой) от прибыли компании, и он ваш навеки. Теперь он будет ночей не спать, думая, как заработать деньги для компании, для вас, а значит – и для себя.
Используя ресурсы компании в личных целях, например, изымая оборотные средства на покупку яхты или привлекая специалистов компании для работы лично на себя, собственник нарушает свой же бизнес. Конечно, он имеет на это право, однако тем самым рубит сук, на котором сидит. На работе люди должны работать на компанию. Если они нужны вам лично, оплатите их труд из своих личных средств. А перед этим поинтересуйтесь у менеджера, насколько важной задачей занимается сейчас данный сотрудник.
Быть хорошим собственником тоже надо уметь. Роль самодержца противоречит интересам бизнеса. Выстройте систему регулярного менеджмента, определите четкие и понятные «правила игры», отделите владение бизнесом от его оперативного управления – и конфликт с управляющим уйдет в прошлое.
Михаил Рыбаков,
бизнес-консультант, тренер- психолог
Источник : журнал «На стол руководителю» №27, 2008г (www.nastol.ru)
Конфликты между «хозяином» бизнеса и нанятым им управляющим – явление весьма распространенное. И причины почти всегда лежат на поверхности.
Владелец по привычке продолжает «рулить» бизнесом, хотя уже нанял наемного исполнительного или даже генерального директора.
Собственник вмешивается в оперативные вопросы, напрямую отдает указания сотрудникам через несколько уровней вниз. Поставьте себя на место управляющего, особенно квалифицированного, в такой ситуации: вы выстраиваете систему, а приходящие сверху непредсказуемые, зачастую некомпетентные действия ее разрушают. Многие профессионалы в таких случаях увольняются. Часто – целыми командами.
Управляющий преступает рамки полномочий, выделенных ему собственником. В таком случае, думаю, вы знаете, что делать. А если знаете – делайте. Многие владельцы из жалости или неуверенности, что найдут достойную замену, годами мирятся с обнаглевшими руководителями разных уровней.
Собственнику бывает трудно доверить управляющему свое детище, особенно в первые годы работы с ним. Оно и понятно. Однако вспомните, зачем вы нанимали своего исполнительного директора – чтобы бизнес «крутился» без вас, оставив вам время для новых проектов и личной жизни. Создайте грамотную систему контроля и оставьте за собой управление стратегическими вопросами, передав всю оперативку тем людям, которых вы наняли. Можете создать специальный контролирующий орган, только не позволяйте ему стать негласным штабом вашего бизнеса, а его сотрудникам – «серыми кардиналами», которые имеют «доступ к вашему телу». При этом возникает другая крайность: до вас доносят искаженную информацию, проталкивая определенные решения.
Вопрос «брать своего человека или профессионала» встает почти всегда.
Однозначного ответа нет, однако есть масса примеров разрушения бизнеса «своими» людьми, привлеченными к управлению. Родственники, друзья, любовницы, нанятые на ответственные по-сты, начинают приводить своих людей. А в итоге возникают кланы, которым уже не до работы: они делят свою власть, которая выражается через степень влияния на вас, вхожесть в ваш кабинет, возможность обедать с вами.
Лучше с первого дня строить свой бизнес на принципах независимого найма людей, основываясь на уровне их профессионализма. Рано или поздно в вашей команде вырастут специалисты, которых вы уверенно сможете назначить на ответственные посты. Потратьте время на тщательнейший отбор людей, и оно окупится сторицей. Говорят, владелец Ikea мультимиллиардер Ингвар Кампрад может ночь просидеть на рыбалке с кандидатом на ответственный пост, а к утру принять решение: «Нет, не наш человек, не возьму».
Частая причина конфликта – жадность собственника, который не соблюдает основной принцип успеха: зарабатывай и давай зарабатывать людям своей команды. Вы хотите видеть профи, который сидит на невысоком окладе? Оставьте иллюзии! Дайте ему процент (пусть небольшой) от прибыли компании, и он ваш навеки. Теперь он будет ночей не спать, думая, как заработать деньги для компании, для вас, а значит – и для себя.
Используя ресурсы компании в личных целях, например, изымая оборотные средства на покупку яхты или привлекая специалистов компании для работы лично на себя, собственник нарушает свой же бизнес. Конечно, он имеет на это право, однако тем самым рубит сук, на котором сидит. На работе люди должны работать на компанию. Если они нужны вам лично, оплатите их труд из своих личных средств. А перед этим поинтересуйтесь у менеджера, насколько важной задачей занимается сейчас данный сотрудник.
Быть хорошим собственником тоже надо уметь. Роль самодержца противоречит интересам бизнеса. Выстройте систему регулярного менеджмента, определите четкие и понятные «правила игры», отделите владение бизнесом от его оперативного управления – и конфликт с управляющим уйдет в прошлое.
Михаил Рыбаков,
бизнес-консультант, тренер- психолог
Источник : журнал «На стол руководителю» №27, 2008г (www.nastol.ru)