22/сентябрь/2017
ЖУРНАЛ "ДИРЕКТОР"



Свежий номер газеты

Как правильно закрыть предприятие ? (2008-05-24)
...
Сегодня при соблюдении всех норм, предусмотренных законодательством, создать новое юридическое лицо гораздо проще, чем его ликвидировать. Ниже приведена статья Натальи Сотниковой , опубликованная в журнале «Финансовый директор».

Согласно ст. 61 п.1. части 1 Гражданского кодекса РФ: «Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам».

Ликвидация предприятия, в общем, представляет собой совокупность действий по прекращению деятельности предприятия, уничтожению сведений о нем в Едином Государственном Реестре Юридических Лиц (ЕГРЮЛ) и снятию его с учета в территориальной налоговой инспекции и внебюджетных фондах.

Гражданским кодексом РФ предусмотрено 2 варианта ликвидации предприятия:
= По решению учредителей юридического лица (добровольная или «инициативная» ликвидация) ;
= По решению суда (принудительная ликвидация).

Однако на сегодняшний день многие собственники выбирают альтернативные способы ликвидации, которых по факту больше, чем прописано в законе. Это обусловлено тем, что они либо не готовы полностью оплатить все требуемые процедуры ликвидации, либо не хотят ждать нескольких месяцев, а то и года, до полного завершения процедуры ликвидации. И это несмотря на то, что сроки официальной ликвидации все-таки редко превышают 4-6 месяцев, если, конечно же, организация не использовала серых схем по уклонению от уплаты налогов, не работала с Белоруссией, не занималась импортом-экспортом, а движение денежных средств по расчетному счету соответствует данным, отраженным в бухгалтерском учете организации.

Как компания может уйти с рынка?

Обычно собственник юридического лица выбирает один из двух путей ликвидации своей организации:
+ «быстро и без проблем» (по сути, представляет собой юридическое отчуждение либо смену директора и собственника). Данный способ не решает всех проблем;
+ действительная ликвидация предприятия с соблюдением всех необходимых процедур.

Какой вариант ликвидации конкретно выбрать – задача каждого отдельного собственника.Но из чего же можно выбирать?

1. «Бросание» бизнеса

Это самый нерациональный и, если так можно сказать, неправильный вариант ликвидации организации. Данный способ уместен лишь при условии, что:
- организация по каким-либо причинам не вела финансово-хозяйственную деятельность,
- деловая репутация генерального директора общества не важна,
- нет ни финансовых возможностей, ни желания ликвидировать общество.
В иных случаях, а таковых большинство, данный вариант не имеет смысла и влечет за собой множество проблем в будущем, в частности уголовную ответственность собственников и руководителя. В отдельных случаях, единственная процедура, которую выполняют собственники организации перед тем, как бросить свой бизнес, закрывают расчетные счета. И то, если только за закрытие счета не взимается дополнительной комиссии.

2. Смена учредителей и руководителя

Смена учредителей и руководителей организации как форма прекращения жизнедеятельности фирмы применяется в том случае, если у общества нет задолженности перед федеральным бюджетом, но при ведении финансово-хозяйственной деятельности были до-пущены несерьезные нарушения.

Данный способ надежен лишь относительно, поскольку всегда существует риск выявления более серьезных нарушений в ходе проверки, которые могут воспрепятствовать процедуре ликвидации через смену собственника.

Однако практика показывает, что в общем случае без проверки ликвидируют предприятия, которые:
- не имели оборотов стоимостью в миллионы, - имели значительную налоговую нагрузку,
- не подавали к возмещению НДС,
- не сдавали уточненных деклараций,
- не занимались импортом или экспортом.

Для успешного переоформления организации необходимы оригиналы следующих документов:
- устав общества;
- учредительный договор (если количество участников общества больше одного);
- решение о назначении действующего руководителя организации;
- свидетельство о регистрации (ОГРН) ;
- выписка текущего года из ЕГРЮЛ.

При условии наличия всех необходимых документов и выполнения некоторых условий (уставный капитал должен быть сформирован на 100%, адрес местонахождения организации не входить в число массовых, а паспортные данные директора и учредителя (учредителей) не подвергались изменению) , то процедура смены учредителя должна занять меньше месяца.
Главное преимущество данного способа ликвидации, безусловно, его низкая стоимость и быстрота выполнения.

Но недостатки значительны. Если к организации возникнут вопросы по поводу ее прошлой деятельности или появится необходимость проверки контрагентов, то выяснения кому, как и при каких обстоятельствах была продана организация, избежать вряд ли удастся.

3. Реорганизация

По сути, реализацией данного способа является столь популярный сегодня процесс слияния и поглощения.Этот способ ликвидации,конечно же, более сложный и затратный по сравнению с предыдущими.

Цель использования данного варианта упразднения организации – избежать вопросов Налоговой инспекции организации к старому Генеральному директору по результатам деятельности ликвидированной организации, что имеет место при смене учредителя, а также требований первичных документов, по которым можно доначислить налоги или же применить штрафные санкции. Процедура оформления ликвидации по этому способу обычно занимает не больше 2 недель, что и обуславливает ее особую популярность.

Однако есть и подводные камни.

Во-первых, процедура M&A никогда не остается без внимания контролирующих органов.
Во-вторых, старый собственник полностью не избавляется от своей организации, а лишь получает долю в объединенном обществе. Чтобы полностью завершить юридические действия по отчуждению имущества, необходимо выполнить ряд процедур по выходу из но-вого общества, что также может быть сопряжено с определенными проблемами.

Все вышеназванные способы ликвидации являются альтернативными. У них есть как свои плюсы, так и минусы.
По закону, в частности согласно определению ликвидации юридического лица, их даже и нельзя отнести к собственно процедуре ликвидации, поск льку они предполагают переход прав и обязанностей собственника общества.

Как уже отмечалось ранее, Гражданский Кодекс РФ предусматривает следующие варианты ликвидации предприятий:

Принудительная ликвидация

Принудительная ликвидация компаний проводится по решению суда в случаях:
- осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии);
- осуществления деятельности, запрещенной законом;
- осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;
- наличия иных оснований, предусмотренных законом.
Также юридическое лицо может быть ликвидировано вследствие признания его банкротом.

Добровольная ликвидация

Добровольная ликвидация предприятий является самой правильной и самой безопасной формой прекращения деятельности пред-приятия.
Ее несомненное преимущество – в соблюдении всех юридически предусмотренных процедур, а именно аннулирование записи о юри-дическом лице в Едином Государственном реестре, аннулирование ОГРН и ИНН организации. Главным же недостатком легальной процедуры ликвидации по инициативе учредителей, а не по решению суда, - ее длительность, которая может занять от 4 до 8 месяцев и сопряжена с различными бюрократическими проблемами, а также налоговыми проверками.

Порядок ликвидации юридического лица предусмотрен ст.63 части 1 Гражданского кодекса.В развернутом виде всю процедуру доб-ровольной ликвидации организации можно разделить на следующие этапы.

1. Принятие общим собранием общества решения о его ликвидации, назначение и утверждение состава ликвидационной комиссии; ут-верждение проекта сроков и порядка ликвидации юридического лица.
2. Направление сообщения о ликвидации по установленной форме в налоговый орган по месту учета в 3-дневный срок с момента принятия решения о ликвидации.Выдача извещения уполномоченным налоговым органом о том, что фирма находится в стадии ликви-дации и внесение об этом запись в ЕГРЮЛ.
3. Размещение сообщения в органах печати о ликвидации общества, а также о порядке и сроке заявления требований его кредитора-ми (сроком не менее 2-х месяцев с момента публикации).
4. Проведение заседания ликвидационной комиссии после окончания срока предъявления требований кредиторами, на котором ут-верждается проект промежуточного ликвидационного баланса.
Проект должен содержать:
= сведения о составе имущества ликвидируемого общества,
= перечень предъявляемых кредиторами требований,
= информацию о результатах их рассмотрения.
5. Согласование промежуточного ликвидационного баланса с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц.
6. Продажа имущества общества ликвидационной комиссией с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений (если для удовлетворения требований кредиторов недостаточно денежных средств общества).
7. Подача ликвидационной комиссией заявлений о снятии с учета в налоговый орган и внебюджетные фонды, которые проводят про-верки ликвидируемого общества, и выдача справок об отсутствии задолженности у общества перед бюджетом и внебюджетными фон-дами после проведения необходимых проверок.
8. Денежные выплаты кредиторам общества, которые производятся ликвидационной комиссией со дня согласования с регистрирую-щим органом промежуточного баланса, в следующей очередности, предусмотренной ст. 64 ГК РФ (в ред.вступающей в силу с 1.01.2008):
+ первая очередь — удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое общество несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также по требованиям ком-пенсации морального вреда;
+ вторая очередь — производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому дого-вору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по результатам интеллектуальной деятельности;
+ третья очередь — производятся платежи по задолженности в бюджет и внебюджетные фонды;
+ четвертая очередь – производятся расчеты с другими кредиторами (как правило, по обязательствам, необеспеченным залогом). 9. Заседание ликвидационной комиссии и утверждение проекта ликвидационного баланса.
10. Согласование ликвидационного баланса с регистрирующим органом.
11. Распределение между участниками (акционерами) оставшегося после удовлетворения требований кредиторов имущества по реше-нию ликвидационной комиссии.
12. Составление ликвидационного акта и отражение в нем всех расчетов с кредиторами.
13. Закрытие счетов в банках (о закрытии каждого счета необходимо сообщить в налоговый орган по установленной форме в течение 10 дней).
14. Передача ликвидационной комиссией на хранение в архив документов по личному составу общества (приказы, учетные карточки, карточки лицевых счетов по начислению заработной платы или расчетно-платеж ные ведомости), а также протоколов общих собраний общества. Передача копии справки, удостоверяющей прием документов в архив, в регистрирующий орган.
15. Подача ликвидационной комиссией в регистрирующий орган пакета документов с целью последующей регистрации ликвидации общества:
- устав;
- справка из налогового органа и внебюджетных фондов о снятии с учета;
- справка из банков о закрытии счетов;
- письмо из органов статистики о снятии с учета;
- справка из архива;
- декларация на уничтожение печати и штампов.
16. Выдача регистрирующим органом справки о ликвидации общества, что свидетельствует об исключении организации из ЕГРЮЛ и о прекращении ее существования.
17. Подача ликвидационной комиссией копий справок о ликвидации общества в налоговый орган и внебюджетные фонды.
18. Выдача уведомления налогового органа о снятии общества с налогового учета.

Каждый этап процедуры в силу российской специфики сопряжен с бюрократическими трудностями. Именно поэтому срок ликвидации организации с соблюдением всех требований, предусмотренных российским законодательством, весьма длителен и, если не затратен, то уж точно весьма трудоемок.

Существует ли упрощенная процедура ликвидации?

Законом предусмотрена упрощенная форма ликвидации в рамках упрощенной процедуры банкротства - банкротства ликвидируемого должника.

Упрощенную процедуру банкротства отличает относительная оперативность проведения судебного разбирательства и осуществления процедур банкротства (на практике обычно используется только одна из них, а именно конкурсное производство).

Необходимость ликвидации в ходе добровольной процедуры прекращения деятельности организации подобным способом часто возникает на этапе погашения задолженности перед кредиторами и выявления того факта, что недостаточно средств для погашения всех долгов. Причины невозможности удовлетворить требования кредиторов значения не имеют. При этом, если такой факт имеет место и в процессе ликвидации выясняется, что организация не в состоянии погасить требования кредиторов, то порядок дальнейшей ликвидации должен уже соответствовать нормам Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Обязательным признаком несостоятельности выступает здесь факт недостаточности стоимости имущества ликвидируемой организации для удовлетворения требований кредиторов при наличии уже принятого решения о ликвидации, что может быть выявлено как исполнительным органам управления, так и ликвидационной комиссией. В этом случае руководитель организации-должника либо председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор) обязаны обратиться с заявлением должника в арбитражный суд не позднее одного месяца с момента обнаружения данного факта. Неисполнение данной обязанности влечет субсидиарную ответственность вышеуказанных лиц, по обязательствам, которые возникают после истечения указанного срока.
Однако этот особый вариант упрощения процедуры ликвидации опять же обусловлен определенными обстоятельствами, которые необязательно возникают в каждом отдельном случае.

Универсальный же способ облегчения ухода компании с рынка с соблюдением всех норм закона, который, как правило, связан с мень-шей сложностью в организации и управлении, а также с меньшими затратами, - обратиться в специализированные агентства, которые представляют комплекс услуг по ликвидации организации:
- заключение договора на юридическое сопровождение процедуры;
- подготовка пакета документов, необходимого для данной процедуры;
- заверение необходимых документов у нотариуса;
- подача (получение) документов в регистрирующий орган с сопровождением всех этапов;
- комплекс мероприятий по ликвидации, переоформлению либо реорганизации ликвидируемого общества, в зависимости от выбранного способа ухода рынка, классического либо альтернативного.


( MediaПилотOnline//mpilot.ru)





Назад



ТИЦ(Yandex), PR(Google),число ссылок BL(Yahoo)
Газета "Саратовский Деловой Вестник": выставки, экономика, инновации
16+ Copyright © 2006