Дм.Ханенко: О ситуации на СЭПО и саратовской промышленности в целом. (2020-02-27)
...
Ситуация на СЭПО, как считает директор АО "СЭЗ имени С. Орджоникидзе", депутат Саратовской облдумы Дмитрий Ханенко, - очередное доказательство того, что промышленность региона находится в глубоком кризисе.
О своем видении причин такой ситуации, как и о системных недоработках руководства области, парламентарий рассказал в эксклюзивном интервью ИА "Взгляд-инфо".
"Очевидно, что есть некая тенденция в том, что одно, второе, третье предприятие начинает испытывать трудности. Причем предприятия разных форм собственности, разных масштабов, разной финансовой устойчивости, разной значимости для экономики региона. При этом сценарий один и тот же. Это обстоятельство не может не беспокоить ни тех, кто работает в отрасли, ни тех, кто должен этим процессом управлять, мониторить ситуацию, предпринимать какие-то действия.
<…> Наверное, виноват собственник. И этой ответственности с него никто не снимает. Но именно она заставляет действовать. И ничего другого, как заняться оздоровлением предприятия при наступлении кризиса, ему не остается. И он должен в силу своих обязанностей, должностных полномочий, в силу закона, наконец, принимать антикризисные меры для сохранения предприятия".
Спасение – в непопулярных мерах
"Отмечу, что любое действие антикризисного характера будет непопулярным, затрагивая или ущемляя чьи-то интересы. Что бы вы ни предпринимали, что бы вы ни делали, вы все равно будете совершать действия, которые далеко не всем будут нравиться. Но если этого не делать, ситуация может усугубиться – процесс станет необратимым и приведет к фатальным для предприятия последствиям.
<…> В свое время для преодоления кризиса на СЭЗ мы начинали с непопулярных мер. Дело в том, что практически все промышленные предприятия региона, так или иначе, связаны с военно-промышленным комплексом и исполняют государственный оборонный заказ. И неважно, есть деньги или нет, он должен быть исполнен. Государственный контракт составлен таким образом, что его неисполнение влечет за собой уголовную ответственность. Прежде всего - директора завода, а дальше наступает субсидиарная ответственность, так что контролирующий акционер тоже пострадает. А для того, чтобы сохранить предприятие и обеспечить выполнение государственного оборонного заказа, мы должны принять меры по стабилизации экономической устойчивости предприятия.
Все предприятия оборонно-промышленного комплекса делают высокоинтеллектуальную наукоемкую продукцию, в которой основная часть затрат – это заработная плата, потому что очень много труда нужно потратить для того, чтобы эта продукция появилась. Поэтому единственный способ быстро и эффективно стабилизировать экономику предприятия – это сократить издержки. То есть нужно сократить расходы на оплату труда и, соответственно, численность сотрудников. Нравится нам это или нет, а сделать это рано или поздно придется.
Это решение должно быть адекватно воспринято всеми, в том числе представителями власти, которые все время призывают бизнес к гипертрофированной социальной ответственности".
Под страхом уголовных дел
"Надо понимать, еще и следующее: почему у нас зачастую топ-менеджеры запаздывают с этими решениями? Дело в том, что они постоянно находятся под страхом уголовной ответственности – за невыплату зарплаты, налогов, нарушения техники безопасности и так далее. И зачастую под гнетом этой ответственности люди уклоняются от принятия непопулярных решений и доводят предприятие до банкротства. А это уже необратимый процесс, во всяком случае, в нашей стране процедура банкротства ни одно предприятие еще не оздоровила.
<…> Что должна делать власть, в частности, профильное министерство? Они должны заниматься развитием промышленности для того, чтобы обеспечить экономический рост, а не стимулировать отдельно взятых мелких предпринимателей, которые только друг у друга и могут покупать. В результате мы перейдем на натуральный обмен, а добавочная стоимость там либо низкая, либо вообще не создается.
А деньги там, где создается добавочная стоимость. Они берутся из этой части экономики и выплескиваются на широкий потребительский рынок, в ту же розницу.
Поэтому главная задача соответствующих министерств – развитие. Есть развитие - есть министерства. И в KPI, и в задачах этих министерств должно быть прописано развитие, обозначены темпы роста, но только не те, который мы фиксируем, собирая статические данные.
<…> Как развивать? Все очень просто - создавать условия. А что такое условия? Это наша так называемая пресловутая деловая среда", - отметил Дмитрий Ханенко, посетовав на трудности при получении банковских кредитов и сложности со сбытом даже самой современной высокотехнологичной продукции.
Кто формирует деловую среду
"Это отношение проверяюще-контролирующих органов. Это гипертрофированная социальная ответственность, которая лежит на наших предприятиях. Мы ее себе тянем, и нас даже агитировать не надо – просто в силу традиции мы, так или иначе, осуществляем эту деятельность. <…> Но это не рыночные инструменты. Эти вопросы должны решаться исключительно за счет средств, которые попадают в бюджет через налоги, которые мы платим. То есть мы работаем, зарабатываем деньги, платим налоги, на эти налоги государство осуществляет все свои обязательства
<…> Продукция должна быть востребована. Конечно, нельзя ее навязывать. Звучали какие-то мысли по поводу того, что давайте будем сейчас "навяливать" каким-нибудь бюджетникам, студентам и так далее… Мы готовы работать на абсолютно рыночных конкурентных условиях, но, подчеркиваю еще раз, на рыночных, прозрачных и конкурентных. В любых странах мира своего производителя государство холит и лелеет, давая ему определенные преференции в виде ограничительных таможенных пошлин на ввоз иностранной продукции. Дополнительные льготы и субсидии даются предприятиям, которые решаются выходить на рынок гражданской продукции.
Если создать такие условия нашим предприятиям, которые сумели выжить и демонстрируют хоть какой-то рост, можно представить, как они стартанут! Поэтому любой государственный орган должен преследовать одну цель – развитие, которое должно исчисляться адекватными показателями.
Конечно, необходимо, чтобы этими задачами занимались люди, которые в этом что-то понимают. Невозможно доверить такую сложнейшую задачу человеку, который понятия не имеет о том, каким образом строится экономика, как работают промышленные предприятия. Оглядываясь назад, посмотрите на наших выдающихся руководителей, которые подобными ведомствами руководили. Они обладали значительным опытом, несли на себе эту ответственность и достигали определенных результатов".
Юлия Клименко
Источник информации: "Взгляд-инфо"
https://www.vzsar.ru/news/2020/02/27/krizis-na-sepo-dmitriy-hanenko-prognoziryet-nepopylyarnye-mery.html
.
О своем видении причин такой ситуации, как и о системных недоработках руководства области, парламентарий рассказал в эксклюзивном интервью ИА "Взгляд-инфо".
"Очевидно, что есть некая тенденция в том, что одно, второе, третье предприятие начинает испытывать трудности. Причем предприятия разных форм собственности, разных масштабов, разной финансовой устойчивости, разной значимости для экономики региона. При этом сценарий один и тот же. Это обстоятельство не может не беспокоить ни тех, кто работает в отрасли, ни тех, кто должен этим процессом управлять, мониторить ситуацию, предпринимать какие-то действия.
<…> Наверное, виноват собственник. И этой ответственности с него никто не снимает. Но именно она заставляет действовать. И ничего другого, как заняться оздоровлением предприятия при наступлении кризиса, ему не остается. И он должен в силу своих обязанностей, должностных полномочий, в силу закона, наконец, принимать антикризисные меры для сохранения предприятия".
Спасение – в непопулярных мерах
"Отмечу, что любое действие антикризисного характера будет непопулярным, затрагивая или ущемляя чьи-то интересы. Что бы вы ни предпринимали, что бы вы ни делали, вы все равно будете совершать действия, которые далеко не всем будут нравиться. Но если этого не делать, ситуация может усугубиться – процесс станет необратимым и приведет к фатальным для предприятия последствиям.
<…> В свое время для преодоления кризиса на СЭЗ мы начинали с непопулярных мер. Дело в том, что практически все промышленные предприятия региона, так или иначе, связаны с военно-промышленным комплексом и исполняют государственный оборонный заказ. И неважно, есть деньги или нет, он должен быть исполнен. Государственный контракт составлен таким образом, что его неисполнение влечет за собой уголовную ответственность. Прежде всего - директора завода, а дальше наступает субсидиарная ответственность, так что контролирующий акционер тоже пострадает. А для того, чтобы сохранить предприятие и обеспечить выполнение государственного оборонного заказа, мы должны принять меры по стабилизации экономической устойчивости предприятия.
Все предприятия оборонно-промышленного комплекса делают высокоинтеллектуальную наукоемкую продукцию, в которой основная часть затрат – это заработная плата, потому что очень много труда нужно потратить для того, чтобы эта продукция появилась. Поэтому единственный способ быстро и эффективно стабилизировать экономику предприятия – это сократить издержки. То есть нужно сократить расходы на оплату труда и, соответственно, численность сотрудников. Нравится нам это или нет, а сделать это рано или поздно придется.
Это решение должно быть адекватно воспринято всеми, в том числе представителями власти, которые все время призывают бизнес к гипертрофированной социальной ответственности".
Под страхом уголовных дел
"Надо понимать, еще и следующее: почему у нас зачастую топ-менеджеры запаздывают с этими решениями? Дело в том, что они постоянно находятся под страхом уголовной ответственности – за невыплату зарплаты, налогов, нарушения техники безопасности и так далее. И зачастую под гнетом этой ответственности люди уклоняются от принятия непопулярных решений и доводят предприятие до банкротства. А это уже необратимый процесс, во всяком случае, в нашей стране процедура банкротства ни одно предприятие еще не оздоровила.
<…> Что должна делать власть, в частности, профильное министерство? Они должны заниматься развитием промышленности для того, чтобы обеспечить экономический рост, а не стимулировать отдельно взятых мелких предпринимателей, которые только друг у друга и могут покупать. В результате мы перейдем на натуральный обмен, а добавочная стоимость там либо низкая, либо вообще не создается.
А деньги там, где создается добавочная стоимость. Они берутся из этой части экономики и выплескиваются на широкий потребительский рынок, в ту же розницу.
Поэтому главная задача соответствующих министерств – развитие. Есть развитие - есть министерства. И в KPI, и в задачах этих министерств должно быть прописано развитие, обозначены темпы роста, но только не те, который мы фиксируем, собирая статические данные.
<…> Как развивать? Все очень просто - создавать условия. А что такое условия? Это наша так называемая пресловутая деловая среда", - отметил Дмитрий Ханенко, посетовав на трудности при получении банковских кредитов и сложности со сбытом даже самой современной высокотехнологичной продукции.
Кто формирует деловую среду
"Это отношение проверяюще-контролирующих органов. Это гипертрофированная социальная ответственность, которая лежит на наших предприятиях. Мы ее себе тянем, и нас даже агитировать не надо – просто в силу традиции мы, так или иначе, осуществляем эту деятельность. <…> Но это не рыночные инструменты. Эти вопросы должны решаться исключительно за счет средств, которые попадают в бюджет через налоги, которые мы платим. То есть мы работаем, зарабатываем деньги, платим налоги, на эти налоги государство осуществляет все свои обязательства
<…> Продукция должна быть востребована. Конечно, нельзя ее навязывать. Звучали какие-то мысли по поводу того, что давайте будем сейчас "навяливать" каким-нибудь бюджетникам, студентам и так далее… Мы готовы работать на абсолютно рыночных конкурентных условиях, но, подчеркиваю еще раз, на рыночных, прозрачных и конкурентных. В любых странах мира своего производителя государство холит и лелеет, давая ему определенные преференции в виде ограничительных таможенных пошлин на ввоз иностранной продукции. Дополнительные льготы и субсидии даются предприятиям, которые решаются выходить на рынок гражданской продукции.
Если создать такие условия нашим предприятиям, которые сумели выжить и демонстрируют хоть какой-то рост, можно представить, как они стартанут! Поэтому любой государственный орган должен преследовать одну цель – развитие, которое должно исчисляться адекватными показателями.
Конечно, необходимо, чтобы этими задачами занимались люди, которые в этом что-то понимают. Невозможно доверить такую сложнейшую задачу человеку, который понятия не имеет о том, каким образом строится экономика, как работают промышленные предприятия. Оглядываясь назад, посмотрите на наших выдающихся руководителей, которые подобными ведомствами руководили. Они обладали значительным опытом, несли на себе эту ответственность и достигали определенных результатов".
Юлия Клименко
Источник информации: "Взгляд-инфо"
https://www.vzsar.ru/news/2020/02/27/krizis-na-sepo-dmitriy-hanenko-prognoziryet-nepopylyarnye-mery.html
.