24/ноябрь/2024
ЖУРНАЛ "ДИРЕКТОР"



Свежий номер газеты

Саратовский электробус."Продукт, за который не стыдно" (2018-10-11)
...
На площадке "СарБК" стартовал спецпроект под общим названием "Продукт, за который не стыдно". И начнем мы этот проект с нового экологичного и комфортного транспортного средства для пассажирских перевозок - Саратовского электробуса.

Главный конструктор машиностроительной компании "Тролза" Эдуард Данилов рассказывает: «Мы изготовили опытный образец классического электробуса. Он стал логическим продолжением той работы, которую мы вели с 2008 года, когда приступили к созданию электрического транспорта, способного передвигаться на энергии батарей. Первоначально, речь шла о маневрировании в троллейбусном парке, объезде ДТП. Так появились троллейбусы с автономным ходом. Дальность хода машин была от 500 метров до 2 км.
Постепенно, по мере совершенствования технологии батарей, накопления опыта их использования троллейбус с автономных ходом трансформировался в электробус с динамической подзарядкой.
Эти машины проходили на энергии батарей уже 15-20 км. Батареи заряжались в процессе движения под троллейбусной сетью. Они позволяли создавать новые участки или даже новые маршруты электротранспорта. Именно они стали предшественниками электробуса, о котором мы сейчас говорим. Эта машина проходит уже 50 километров на энергии батарей».

По словам создателей, уникальность саратовского электробуса заключается в том, что он изготовлен в России и может здесь эксплуатироваться. Дело в том, что подобная техника применяется в основном в странах с мягкими погодными условиями. Конструкторы "Тролзы" признаются, что задача "акклиматизации" электробуса к средней полосе России стала самой сложной. Напомним, что электробусом называется транспортное средство, которое приводится в движение с помощью тягового электропривода. Питается двигатель от аккумуляторов, которые расположены на борту машины. Но саратовский электробус имеет "троллейбусное происхождение", поэтому его технические особенности и преимущества куда более шире и интереснее. Поскольку многочисленными предками новой модели были троллейбусы с автономным ходом и электробусы с динамической подзарядкой (это когда батареи заряжаются во время движения и затем позволяют двигаться вне контактной сети), то и наш электробус унаследовал штанги. Он может применяться на троллейбусных маршрутах, часть которых требует автономного движения или создавать совершенно новые маршруты, которые пересекаются с зонами зарядки.

Это позволяет без затрат на строительство инфраструктуры развивать экологически чистый общественный транспорт в современных городах. Такие маршруты уже есть в Санкт-Петербурге, Симферополе, Севастополе, Туле, Нальчике, в аргентинских городах Росарио и Кордова.

Где-то власти города освобождают улицы от проводов контактной сети для пущей привлекательности исторических центров, где-то делают акцент на экологическом благополучии территорий (хотя окружающая среда выигрывает от применения подобной техники в любом случае). Сейчас в этих городах используются электробусы с динамической подзарядкой, произведенные на "Тролзе" (всего выпущено около 300 штук).

К слову, этим летом одна из подобных моделей (Тролза-5265.08 "Мегаполис") в Санкт-Петербурге возила футбольных болельщиков ЧМ-2018 на новый стадион на Крестовском острове. В северной столице посчитали, что автобусы на этой линии использовать неэкологично. Но если последнее поколение электробусов с динамической зарядкой может оторваться от контактной сети на 15-20 километров, то новый "классический" электробус способен автономно преодолевать, как мы уже говорили, до 50 км. То есть конструкторы "научили" батареи запасаться большим объем энергии и экономно его использовать.

Эдуард Данилов объясняет: «Здесь все, как с обычными аккумуляторными батареями. Вот в мобильном телефоне одна батарея и когда она новая, ее рекомендуется полностью разряжать и заряжать. Это надо для того, чтобы она вошла в тонус, режим работы. А у нас на борту транспортного средства более сотни таких ячеек. И тут самое интересное, хитрое и наукоемкое заключается в том, чтобы они заряжались и разряжались одинаково. Если они будут делать это по-разному, то их ресурс значительно сократится» . К слову, 50 км - это, так сказать, рабочая цифра. В свое время электробус с динамической зарядкой, рассчитанный на свободное движение в 20 км, на испытаниях (с загрузкой) преодолел 72 км. Возможно, после заводских и сертификационных испытаний электробуса производители назовут другую цифру. Но в любом случае она будет гарантированной. То есть специалисты назовут число километров, которые машина пройдет от зарядки до зарядки в условиях мороза или зноя (охлаждение и подогрев салона требует значительного расхода энергии), пробок на дорогах. И, конечно, наш электробус, как полагается подобному типу техники, может заряжаться на электрических станциях или запитываться энергией в ночное время. Но именно возможность заряжать батареи во время движения по контактным троллейбусным линиям специалисты называют экономически привлекательной особенностью.

Эдуард Данилов замечает: "Дело в том, что ночная или мгновенная зарядка электробусов требует строительства инфраструктуры — это зарядные станции, устройства. А это стоит гораздо больше, чем сами машины. При этом, у нас в стране 86 городов имеют троллейбусное движение и если использовать уже имеющиеся там сети, для движения наших электробусов не потребуется дополнительных затрат. Это важно в сегодняшней не самой благополучной экономической ситуации в муниципалитетах". Если продолжить тему экономики проекта, то можно отметить, что новый электробус за счет современных инженерных решений еще экономичнее троллейбуса. При этом по подсчетам различных экспертов стоимость топлива/электроэнергии (как ключевой составляющей общей стоимости эксплуатации) дизельных автобусов дороже троллейбуса в 4 - 7 раз.


Что еще можно рассказать про первый саратовский электробус?

+ На его борту установлено оборудование, необходимое для использования технологий проекта "Умный город". До повсеместного их применения в стране пока очень далеко, но на то она и техника нового поколения, чтобы представлять нам новые возможности. Стоят, например, пассажиры на остановке и видят на табло число свободных мест в салоне приближающегося общественного транспорта, а диспетчеры в это время управляют движением и избавляют город от пробок.
+ Конструкторы подчеркивают, что вся агрегатная часть (кроме тормозной системы) является в электробусе электрической. Даже двери в этой машине — электрические (значит, экономичные и бесшумные). И еще они снабжены так называемой активной кромкой, которая не позволит травмировать пассажиров, повредить багаж. Уровень безопасности повышают и установленные видео-камеры.
+ Новая машина, рассказывают эксперты, по сравнению со своими предшественниками, надежно защищена от коррозии.Специальные материалы и обработка увеличивает срок эксплуатации кузова до 12 лет. При ее изготовлении, вообще, использовались совершенно другие материалы и оборудование. Например, здесь хромированные поручни, современные системы освещения, более безопасное напольное покрытие, система климат контроля, WiFi, зарядка гаджетов, система мониторов и динамиков в салоне.
+ Как и предшественники, электробус умеет "присаживаться" на остановках, чтобы пассажирам было удобнее заходить в салон. И еще очень важная деталь — саратовский электробус вышел настоящим красавцем. Он отвечает современным стандартам визуального восприятия пассажирской техники, как говорят эксперты.

Остается ответить на главный вопрос о том, когда начнется серийный выпуск электробусов. На "Тролзе" планируют приступить к нему в конце этого или начале следующего года.


СПРАВКА

"Тролза" ЗАО "Тролза" - крупнейший в России производитель троллейбусов и электробусов с динамической подзарядкой (расположено в г. Энгельсе Саратовской области). Разработку новой продукции производит собственными силами в конструкторском бюро. Первый троллейбус выпущен в 1951 году. Троллейбусы ТРОЛЗА составляют более 70% (7 600 машин) парка троллейбусов России. Они перевозят пассажиров в 86 городах России. В 2014 году министерством промышленности и торговли РФ компания "Тролза" признана лучшим экспортером отрасли.



Полный текст статьи:
www.focusgoroda.ru/materials/2018-08-27/6813.html
.
Назад



ТИЦ(Yandex), PR(Google),число ссылок BL(Yahoo)
Газета "Саратовский Деловой Вестник": выставки, экономика, инновации
16+ Copyright © 2006