22/сентябрь/2017
ЖУРНАЛ "ДИРЕКТОР"



Свежий номер газеты

“Дорожные” расходы на пути корпоративного сайта (2007-10-16)
...
.
Кто виноват, если сайт вдруг перестал работать или работает медленно? Интернет – вещь достаточно сложная и многообразная, поэтому возможны самые разнообразные причины, вызывающие перебои в работе сайта. Мы постараемся рассказать о них и, воз-можно, предложить какие-то пути решения.

+ Всего на всех не хватит
Самый незащищенный от проблем вариант размещения сайтов – это разделяемый хостинг. Основные причины заложены в самом принципе разделяемого хостинга, который больше всего напоминает перетягивание каната. При покупке разделяемого хостинга Вам гарантируется конкретный объем дискового пространства, иногда – максимально доступный размер оперативной памяти и перечень установленного программного обеспечения. Все остальные ресурсы, предоставляемые хостинговой компанией, фактически, являются общими с другими клиентами. Вот и получается,что еще позавчера оперативной памяти хватало на всех, а сегодня начались пробле-мы.
Ребром встает вопрос – что делать в подобной ситуации? Надо обращаться в службу поддержки хостинга и скандалить, требуя недос-тающие ресурсы назад либо требуя переноса своего сайта на менее загруженный сервер.
Техническая поддержка даже самого прекрасного хостинга сначала будет “кормить завтраками” (да-да, мы занимаемся решением этой проблемы, уже завтра все будет хорошо!), , однако при определенной настойчивости, переезд Вам все-таки обеспечат.

+ Щит и меч
Если Вы решили, что отказ от разделяемого хостинга в пользу своего выделенного сервера решит все вопросы, то это не совсем так. Здесь на первое место выходят проблемы другого порядка. Интернет, будучи системой с затруднительной идентификацией пользовате-лей, представляет собой питательную среду для всякого рода хакеров, хулиганов и просто нехороших людей.
Приходится считаться с тем, что Ваши сервер и сайт будут подвергаться постоянным атакам как со стороны профессиональных хаке-ров, так и со стороны “подростков” (реальных и социальных).
Естественно,что разработчики сайта не могут быть ответственными за подобные взломы. Именно поэтому администратор Вашего сервера должен быть специалистом в вопросах сетевой безопасности. Увы, решить эти вопросы раз и навсегда невозможно.
Ваши постоянные затраты на администратора - это инвестиции в свою защиту.

+ Аварии “на дорогах”
Подобные неприятности относятся к форс-мажорным обстоятельствам. Речь идет о проблемах с подключениями к серверу, на котором расположен сайт, а также о проблемах с подключениями к Интернет.
Они не относятся непосредственно к самому сайту – это проблемы технологического окружения, которые, однако, с точки зрения эффективной работы сайта могут приносить Вам убытки или дополнительные расходы.
К сожалению, в Саратове технических возможностей для быстрой смены провайдера не так много, да и делается это не так быстро.

+ Лебедь, рак и щука
Менеджерам, которые впервые сталкиваются с необходимостью запустить сайт компании, сложнее всего бывает найти центр ответст-венности при возникновении той или иной внештатной ситуации. Иногда сложно понять, кто виноват. В обычной практике “в сайте” участвуют как минимум следующие стороны: заказчик, подрядчик (делает работы по созданию и внедрению сайта), разработчик сис-темы управления сайтом (разрабатывает продукт, на базе которого подрядчик делает конкретный сайт), хостинговая компания (предос-тавляет технические услуги, необходимые для размещения в Интернет) и магистральный провайдер (подключает к Интернет сервера хостинговой компании).

Формально договор о разработке подписывается двумя сторонами: заказчиком и подрядчиком. Однако, фактически даже в этом дого-воре все равно присутствует упоминание продукта третьей стороны (разработчика системы управления сайтом) с ограниченными га-рантиями. При этом ответственность за работу сайта уже начинает “размываться”.
Подрядчик в свою очередь связан договором с разработчиком системы управления сайтом, в котором также ограничена гарантия раз-работчика. Для этого есть конкретная причина – разработчик системы управления сайтом не может брать на себя ответственность за возможное неквалифицированное использование системы со стороны подрядчика. Поэтому он отвечает за свою систему, но юридиче-ски не гарантирует работу конкретного сайта на базе этой системы.

Заказчик также имеет договор с хостинговой компанией о размещении сайта, однако подобные типовые договоры, как правило, сни-мают с хостинговой компании хоть какую-то ответственность за реальную работу сайта. Это совершенно естественно, поскольку хос-тинговая компания никак не может гарантировать бесперебойную работу сайта заказчика, который разработан третьей стороной – под-рядчиком, да еще и на базе продукта четвертой стороны – разработчика системы управления сайтом.

Подрядчик не может нести ответственность за работу хостинга, поскольку не имеет технической возможности контролировать чужие сервера, их настройку и т. д. А хостинговая компания не несет ответственности за технические проблемы магистрального провайдера, которые могут препятствовать доступу к серверам хостинговой компании со стороны Интернет-пользователей.
И уж никто из перечисленных сторон не может гарантировать бесперебойный доступ к сайту самого заказчика, поскольку осуществля-ет этот доступ пятая сторона, а именно провайдер Интернет-услуг, который связан договором только с заказчиком.

Вам, вероятно, уже кажется, что при таком раскладе запуск сайта становится чем-то совершенно нереальным. На самом деле все не так страшно, поскольку надо разделять “гарантии о бесперебойной работе” и “быстрое восстановление работоспособности”. Да, договоры между всеми перечисленными сторонами редко включают в себя столь серьезные гарантии, но грамотный подбор всех сторон может обеспечить, тем не менее, быстрое решение возникающих проблем.
В частности, становится более обоснованным выбор коммерческой системы управления сайтом вместо бесплатных аналогов. Если у системы есть конкретный разработчик, то к нему можно обратиться с конкретными вопросами. Кроме того, несмотря на отсутствие гарантий, разработчик системы управления сайтом действует на ограниченном рынке, и, следовательно, заинтересован в быстром ре-шении проблем, связанных со своим продуктом, чтобы этот рынок не терять. Зачастую, при обращении к разработчику системы с опи-санием проблемы Вы получаете ответ: “Мы, конечно, ничего не гарантируем, но завтра все исправим!”. Аналогично вопросы решаются с хостинговой компанией и подрядчиком.

Важно понимать, что решение некоторых проблем или убыстрение процесса решения может потребовать дополнительных расходов. У каждого из нас существует психологический барьер, вызывающий раздражение, когда надо нести расходы за сайт, который и так уже стоил много денег. К сожалению, такое случается. Даже если Ваш автомобиль находится на гарантии, но сломался при этом на трассе между Саратовом и Москвой, Вы, наверняка, все равно понесете расходы, по крайней мере, на транспортировку до места осуществле-ния гарантийного ремонта, и эти расходы Вам, скорее всего, никто не покроет. Либо, если все же покроет, то это будет означать, что данные расходы уже были включены в стоимость Вашего автомобиля, следовательно, Вы просто понесли эти расходы заранее.

Таким образом, очень важный этап при создании сайта – тщательный выбор подрядчика, который сможет предложить не только созда-ние сайта, но также заранее определит возможные проблемы или даже возьмется за снятие с Вас головной боли по их решению. На-пример, он может одновременно разработать сайт и взяться за его техническую поддержку, чтобы своевременно решать проблемы с хостинговой компанией. Наверняка это потребует дополнительных расходов с Вашей стороны на оплату времени специалистов под-рядчика, но зато переместит центр ответственности на сторону последнего, по определению являющегося более квалифицированной стороной в решении технических вопросов.
.
.
Сергей ВОСТРИКОВ ( журнал "АйТиСтиль" №4 , 2007 )

Назад



ТИЦ(Yandex), PR(Google),число ссылок BL(Yahoo)
Газета "Саратовский Деловой Вестник": выставки, экономика, инновации
16+ Copyright © 2006