24/ноябрь/2024
ЖУРНАЛ "ДИРЕКТОР"



Свежий номер газеты

Неконкурентоспособный бизнес – прямая угроза национальной безопасности государства (2011-12-08)
...
Российский бизнес пережил первую волну мирового финансового кризиса. Для многих компаний это стало серьезным испытанием. Пришло понимание того факта, что успешный бизнес - это не тот бизнес, который может получать прибыль только во времена растущих рыночных трендов. Это бизнес, который может сохранять свое рыночное положение, расти и развиваться, несмотря на все неприятности, вызываемые периодами экономической рецессии.

Кризис открыл глаза как на самые уязвимые, так и на критически важные стороны выживания и дальнейшего развития российских компаний. В настоящих рыночных условиях уже недостаточно просто произвести какой-либо товар или услугу. Приоритетное место должна занять задача эффективного сбыта готовой продукции, в том числе и на внешних рынках.

При всей очевидности этой задачи даже самые прогрессивные руководители российского бизнеса относят маркетинг к вспомогательным функциям обеспечения конкурентоспособности своих компаний. В противоположенность этому зарубежные бизнес-лидеры убеждены в обратном. Наши зарубежные партнеры накопили огромный опыт в вопросах продвижения готовой продукции и услуг. И на 100% используют свое преимущество в этой области гуманитарного знания. Стив Джобс доказал своим примером приоритетное значение маркетинговых технологий в создании и продвижении на международные рынки продукции корпорации Apple Inc.

Несмотря на все неприятности, которые вызывают экономические спады и внутренние кризисы, их позитивная роль заключается в том, что они позволяют увидеть области нашей профессиональной некомпетентности и осознать, что мешает нашему развитию и развитию наших компаний.

Подавляющее большинство экспертов сходятся во мнении, что до осени 2008 года настоящей конкуренции в российском бизнесе не было. После кризиса все изменилось. Рынки сбыта очень точно определили свои границы. И поэтому вопрос модернизации бизнеса и повышения конкурентоспособности российских компаний должен занять приоритетное положение среди остальных вопросов модернизации российской экономики.

Зачем вкладывать деньги в производство новых видов продукции, если отечественные системы сбыта, основанные на принципах и «понятиях» социалистической эпохи, используют «откат» как основной способ продвижения своей продукции?

Выражения «для любого качества есть свой потребитель» и «пипл схавает» способны подорвать изнутри любые программы развития и любые усилия Правительства РФ, направленные на рост российской экономики и улучшение уровня жизни наших соотечественников.

Уже ребенку становится понятно, что при таких темпах экспансии азиатских товаров российскому бизнесу нет места в числе лидирующих мировых производителей. Уровень жизни и политическая стабильность в стране напрямую зависят от стоимости нефти и газа на международных биржах.
И возникает справедливый вопрос: учитывая сырьевую ориентацию российского экспорта, есть ли выход из такого, с первого взгляда, безвыходного и депрессивного сценария развития событий? На самом деле - выход есть.

Даже в трудные экономические периоды и в обстановке жесткой, в том числе и международной конкуренции ваш бизнес может быть успешным. И ваш бизнес должен быть успешным.

Ни наличие «уникального» товара или услуги, ни наличие низкой цены не обеспечивают больше устойчивого и стабильного конкурентного преимущества. Задача создания качественного товара как определяющего фактора победы в конкурентной борьбе должна встать на второе место после создания качественной Системы Продвижения и Сбыта готовой продукции, что невозможно без использования инструментов инновационного маркетинга. Это наиболее тщательно охраняемый секрет многих успешных международных компаний.

Именно ситуация перманентного кризиса помогает увидеть возможности, значимость которых раньше была не столь очевидна. Относительная экономическая стабильность последнего десятилетия создала иллюзию постоянства высоких доходов. Мозги многих российских руководителей как от бизнеса, так и от политики заплыли жиром неспособности к созданию прорывных решений и технологий даже во времена растущих рыночных трендов. Что же говорить о периодах экономических спадов и наступления «эры реальной конкуренции» для российского бизнеса?

Многие руководители находятся в плену опасного заблуждения, которое можно выразить короткой фразой «я знаю все, я уже столько лет в этом бизнесе».

Виной тому – наследие социалистического режима плюс, как это ни парадоксально, модное увлечение платным бизнес-образованием. Во многих компаниях были созданы и также благополучно расформированы (с наступлением первых признаков приближающегося кризиса) отделы корпоративного обучения. Самым первым пунктом в перечне мер, направленных на сокращение затрат, стало сокращение или полное прекращение финансирования статей расходов, связанных с обучением персонала. Нам всем нужны профессиональные специалисты – но за их обучение пусть платит кто-то другой.

Вместе с этим, восемь из десяти компаний, оказывающих услуги в области бизнес-тренинга, консалтинга, маркетинговых исследований и т.д. – прекратили свое существование в период с 2008 по 2010 год. Но до сих пор встречаются случаи, когда руководители бизнеса «по привычке» продолжают приглашать для обсуждения стратегических этапов развития бизнеса людей, не сумевших сохранить собственные консалтинговые компании. И в таких обстоятельствах вполне предсказуемой и объяснимой становится реакция многих руководителей, отправляющих в мусорную корзину очередное предложение «улучшить эффективность вашего бизнеса».

Задайте сами себе откровенный вопрос: работает ли ваш бизнес на полную мощность? Или вас не покидает ощущение, что он мог бы работать лучше и приносить гораздо большую прибыль, чем та отдача, которую вы получаете в настоящий момент?

Удивительно, но большинство российских компаний даже не понимает, в насколько опасном положении они находятся. На индивидуальную часовую консультацию к автору, стоимостью 35 000 рублей, пришел генеральный директор промышленного предприятия, в прошлом всесоюзного значения, а в настоящее время имеющего только на территории области 120 прямых конкурентов. Основная проблема – невозможность конкурировать с мелкими производителями, так как себестоимость изделия готовой продукции у завода выше, чем у мелких конкурентов, которые изготавливают «то же самое» практически в «гараже». И это при том, что 80% объема заказов, с трудом покрывающих затратную часть, предприятие получает только от одного клиента! ОДНОГО!!! В данном случае даже не нужно проводить дорогостоящих маркетинговых исследований рынка, чтобы предсказать, что ждет предприятие даже при незначительном изменении политической ситуации в регионе или активизации деятельности нескольких наиболее сильных конкурентов.

На восходящих рыночных трендах работать очень легко. На восходящих трендах бизнес растет пропорционально росту рыночной ниши и доходов потребителей. Акционеры и собственники могут быть глубоко уверены, что рост ключевых показателей – это продуманная линия менеджмента компании. Но по факту это просто удачное стечение обстоятельств! По результатам исследования «Оценка конкурентоспособности российского бизнеса», проведенного консалтинговым агентством THURMAN CONSULTING (подробнее на www.rcrbs.ru), из 1264 опрошенных руководителей и собственников бизнеса у 87% опрошенных отсутствует стратегический (маркетинговый) план развития бизнеса!

Что это означает? А это означает, что при отсутствии стратегического плана компанию контролируют внешние обстоятельства, а не генеральные директора и топ-менеджмент. И когда внезапно ситуация на рынке ухудшается, такие компании терпят крах. Сотрудники компаний оказываются на улице. Уровень безработицы, а вместе с ним и социального напряжения растет.

Какой из этого следует вывод? Неконкурентоспособный бизнес – прямая угроза национальной безопасности государства.

Владимир Турман,
заместитель председателя комиссии по развитию реального сектора экономики и предпринимательства Общественной палаты Саратовской области


Источник: www.sartpp.ru


.
Назад



ТИЦ(Yandex), PR(Google),число ссылок BL(Yahoo)
Газета "Саратовский Деловой Вестник": выставки, экономика, инновации
16+ Copyright © 2006