Национальная формула модернизации в России (2010-10-18)
...
Мировой финансовый кризис еще раз показал, что зависимость России от энергоресурсов, от цен на сырье создает очень тяжелые проблемы. Потому что они колеблются в широком диапазоне, ими очень трудно управлять и их практически невозможно прогнозировать. Если бы люди умели прогнозировать цены на нефть, то тот, кто научился это делать, заработал бы десятки миллиардов долларов на фьючерсных контрактах. И не надо думать, что никто этого не пытался сделать. Но пока не получается из-за того, как устроены рынки, какая эластичность спроса и предложения в краткосрочной и долгосрочной перспективе.
В 2009 году российская экономика рухнула на 8,5 процентов, безработица достигла 8,1% от активной части населения.В конце минувшего года падение экономики прекратилось. Обозначилась тенденция к относительной стабилизации. По многим показателям спад либо прекратился, либо существенно замедлился.
Но эти положительные импульсы пришли в российскую экономику извне. Установившийся комфортный уровень цен на энергоносители (в первую очередь на нефть) и металлы, растущий экспортный спрос стабилизировали платежный баланс, а с ним и валютный курс. Увеличились и нефтегазовые доходы бюджета. Снижение внутренней инфляции дало Банку России повод для снижения процентных ставок.
Однако подключения внутренних факторов к этим тенденциям пока не происходит. Зарплаты и занятость в не бюджетном секторе продолжают снижаться. В результате сокращается потребительский спрос, который даже не проявляет замедления признаков спада. А ведь именно он является важнейшей основой стабильного экономического роста. Продолжают сокращаться инвестиции в основной капитал.
Это ставит перед нами острую стратегическую задачу диверсификации российской экономики, повышающую ее устойчивость. Достойные позиции на мировой арене смогут занять только те страны, которые будут способны генерировать массовый поток инноваций, продвигать технологическую границу. При этом в краткосрочном плане, как правило, любые технически сложные инновации и структурные сдвиги будут коммерчески невыгодны.
Вызов XXI века для России заключается в том, чтобы найти путь успешной адаптации к сдвигам в мировой экономике и культуре, стать конкурентоспособной в сфере инноваций. Из этого должна исходить ее внутренняя и внешняя политика.
В концепции долгосрочного развития Министерства экономического развития РФ перед Россией поставлена задача модернизации экономики. Предполагается, что ее можно решить к 2020 году.
Актуальность проведения модернизации для России обусловлена очень серьезным отставанием страны в технологическом и индустриальном плане. Причем не только от большинства самых передовых держав, но и от значительного числа ближайших российских соседей, начиная с Китая и заканчивая странами Восточной Европы, которые совершили большую трансформацию в 1990-2000 гг.
Наша экономика в целом - это экономика с низким уровнем конкуренции. В такой сфере инновации, технологические новшества не являются аргументом в конкурентной борьбе.В нормальных экономиках модернизация на своем конкурентном участке - дело бизнеса. Он совершенствует свое производство или уходит с рынка, так как его побеждают конкуренты.
В нашей ситуации - государство должно вмешиваться в этот процесс. Большинство стран успешно прошедших этот путь на разных континентах -Бразилия, Южная Корея, Тайвань - имели государственную стратегию модернизации. Некоторые страны в Восточной Европе переживали ее, будучи включенными в другой хозяйственный и политический механизм, в частности, Европейский Союз. Во всех этих случаях государство было инициатором той или иной формы модернизации.
У нас нет времени ждать. Высокий износ основных фондов, обострение конкуренции в мире делают настоятельной проблему ускорения модернизации так, чтобы каждый год были видны ее результаты.
Нашу отсталость в технологическом плане можно побороть двумя способами:
-вкладывать деньги в свои собственные научные разработки (особенно в высокотехнологические)
-покупать западные технологии и производства.
Если покупать технологии за рубежом, они обойдутся дешевле. У европейцев сейчас большая проблема со сбытом. Мощности заполнены на 30-40 процентов. Им важно, чтобы экономика заработала, нужно чтобы был спрос, чтобы покупали оборудование. Если бы у нас была программа научно-технического перевооружения, то они готовы к этому подключиться ради себя.
И тот, и другой способы, по мнению правительства, нам вполне подходят. Развиваем свое, но и передовое западное, тоже стараемся прикупить. Вплоть до переноса в Россию импортных производств, с последующей передачей нам всех технологий и прав собственности.
Чтобы в России было выгодно производить что-то свое, нужно решить проблемы с доступностью кредитов. Для этого правительство собирается постепенно увеличить капиталы отечественных банков.
На модернизацию страны потратят 800 млрд. рублей. Как ожидается, большая часть финансирования пойдет не из бюджета, а из внебюджетных источников - за счет кредитов, грантов и т.д.
В комиссию по модернизации поступили заявки по пяти направлениям: компьютерные, ядерные технологии, космос, медицинская техника, энергоэффективность.
Инновационная экономика, способная генерировать массовый поток нововведений, особенно требовательна к культурной сфере, науке и образованию, условиям свободы творчества, предпринимательства, развития интеллекта. Для России это означает необходимость серьезных институциональных преобразований, преодоления культурного барьера.
Дефицит квалифицированных специалистов в России ощутим в самых разных областях, что крайне затрудняет реализацию провозглашенного президентом курса на модернизацию. У нас не только «утечка мозгов», но и еще дистрофия профессионализма. Страна, когда-то являвшаяся лидером технологического развития и второй сверхдержавой в мире, сейчас начинает катастрофически терять позиции в отраслях, которые называются экономикой знаний, экономикой интеллекта.
Для успешного решения этих вопросов необходимо: повысить в обществе престиж знаний и их носителей, для чего, в частности, увеличить финансирование науки до необходимого уровня; при этом обеспечить доведение выделенных средств до реальных исполнителей и реальную защиту прав интеллектуальной собственности, а также повысить качество среднего и высшего образования. Но не путем разрушения нашей системы обучения фундаментальным знаниям, а дополнением ее такими особенностями, взятыми за рубежом, как воспитание навыка дискуссий или практического использования знаний. Ведь это вопрос не только денег. Это и вопрос обстановки в стране, престижа в обществе знаний и их носителей.
Смирнова К.Н. , профессор, к.э.н.
Журнал Калужской ТПП "Губерния 40",№2, 2010г
Полная версия: (нажать)
Рисунок в заголовке с сайта
http://www.ogoniok.com/4983/10/
В 2009 году российская экономика рухнула на 8,5 процентов, безработица достигла 8,1% от активной части населения.В конце минувшего года падение экономики прекратилось. Обозначилась тенденция к относительной стабилизации. По многим показателям спад либо прекратился, либо существенно замедлился.
Но эти положительные импульсы пришли в российскую экономику извне. Установившийся комфортный уровень цен на энергоносители (в первую очередь на нефть) и металлы, растущий экспортный спрос стабилизировали платежный баланс, а с ним и валютный курс. Увеличились и нефтегазовые доходы бюджета. Снижение внутренней инфляции дало Банку России повод для снижения процентных ставок.
Однако подключения внутренних факторов к этим тенденциям пока не происходит. Зарплаты и занятость в не бюджетном секторе продолжают снижаться. В результате сокращается потребительский спрос, который даже не проявляет замедления признаков спада. А ведь именно он является важнейшей основой стабильного экономического роста. Продолжают сокращаться инвестиции в основной капитал.
Это ставит перед нами острую стратегическую задачу диверсификации российской экономики, повышающую ее устойчивость. Достойные позиции на мировой арене смогут занять только те страны, которые будут способны генерировать массовый поток инноваций, продвигать технологическую границу. При этом в краткосрочном плане, как правило, любые технически сложные инновации и структурные сдвиги будут коммерчески невыгодны.
Вызов XXI века для России заключается в том, чтобы найти путь успешной адаптации к сдвигам в мировой экономике и культуре, стать конкурентоспособной в сфере инноваций. Из этого должна исходить ее внутренняя и внешняя политика.
В концепции долгосрочного развития Министерства экономического развития РФ перед Россией поставлена задача модернизации экономики. Предполагается, что ее можно решить к 2020 году.
Актуальность проведения модернизации для России обусловлена очень серьезным отставанием страны в технологическом и индустриальном плане. Причем не только от большинства самых передовых держав, но и от значительного числа ближайших российских соседей, начиная с Китая и заканчивая странами Восточной Европы, которые совершили большую трансформацию в 1990-2000 гг.
Наша экономика в целом - это экономика с низким уровнем конкуренции. В такой сфере инновации, технологические новшества не являются аргументом в конкурентной борьбе.В нормальных экономиках модернизация на своем конкурентном участке - дело бизнеса. Он совершенствует свое производство или уходит с рынка, так как его побеждают конкуренты.
В нашей ситуации - государство должно вмешиваться в этот процесс. Большинство стран успешно прошедших этот путь на разных континентах -Бразилия, Южная Корея, Тайвань - имели государственную стратегию модернизации. Некоторые страны в Восточной Европе переживали ее, будучи включенными в другой хозяйственный и политический механизм, в частности, Европейский Союз. Во всех этих случаях государство было инициатором той или иной формы модернизации.
У нас нет времени ждать. Высокий износ основных фондов, обострение конкуренции в мире делают настоятельной проблему ускорения модернизации так, чтобы каждый год были видны ее результаты.
Нашу отсталость в технологическом плане можно побороть двумя способами:
-вкладывать деньги в свои собственные научные разработки (особенно в высокотехнологические)
-покупать западные технологии и производства.
Если покупать технологии за рубежом, они обойдутся дешевле. У европейцев сейчас большая проблема со сбытом. Мощности заполнены на 30-40 процентов. Им важно, чтобы экономика заработала, нужно чтобы был спрос, чтобы покупали оборудование. Если бы у нас была программа научно-технического перевооружения, то они готовы к этому подключиться ради себя.
И тот, и другой способы, по мнению правительства, нам вполне подходят. Развиваем свое, но и передовое западное, тоже стараемся прикупить. Вплоть до переноса в Россию импортных производств, с последующей передачей нам всех технологий и прав собственности.
Чтобы в России было выгодно производить что-то свое, нужно решить проблемы с доступностью кредитов. Для этого правительство собирается постепенно увеличить капиталы отечественных банков.
На модернизацию страны потратят 800 млрд. рублей. Как ожидается, большая часть финансирования пойдет не из бюджета, а из внебюджетных источников - за счет кредитов, грантов и т.д.
В комиссию по модернизации поступили заявки по пяти направлениям: компьютерные, ядерные технологии, космос, медицинская техника, энергоэффективность.
Инновационная экономика, способная генерировать массовый поток нововведений, особенно требовательна к культурной сфере, науке и образованию, условиям свободы творчества, предпринимательства, развития интеллекта. Для России это означает необходимость серьезных институциональных преобразований, преодоления культурного барьера.
Дефицит квалифицированных специалистов в России ощутим в самых разных областях, что крайне затрудняет реализацию провозглашенного президентом курса на модернизацию. У нас не только «утечка мозгов», но и еще дистрофия профессионализма. Страна, когда-то являвшаяся лидером технологического развития и второй сверхдержавой в мире, сейчас начинает катастрофически терять позиции в отраслях, которые называются экономикой знаний, экономикой интеллекта.
Для успешного решения этих вопросов необходимо: повысить в обществе престиж знаний и их носителей, для чего, в частности, увеличить финансирование науки до необходимого уровня; при этом обеспечить доведение выделенных средств до реальных исполнителей и реальную защиту прав интеллектуальной собственности, а также повысить качество среднего и высшего образования. Но не путем разрушения нашей системы обучения фундаментальным знаниям, а дополнением ее такими особенностями, взятыми за рубежом, как воспитание навыка дискуссий или практического использования знаний. Ведь это вопрос не только денег. Это и вопрос обстановки в стране, престижа в обществе знаний и их носителей.
Смирнова К.Н. , профессор, к.э.н.
Журнал Калужской ТПП "Губерния 40",№2, 2010г
Полная версия: (нажать)
Рисунок в заголовке с сайта
http://www.ogoniok.com/4983/10/